Вступление в наследство

Чтобы принять наследство и получить имущество, которое входит в состав наследственной массы, необходимо получить специальное свидетельство, которое выдает нотариус или заменяющее его лицо. Для оформления документа необходимо написать заявление.

Подробнее о принятии наследства

После смерти гражданина или в случае, если суд признал его умершим и такое решение вступило в законную силу, открывается его наследство, в состав которого входит все принадлежащее ему имущество (в том числе вещи, ценные бумаги). Чтобы оно перешло в собственность к наследникам, они должны его принять. Такое принятие подразумевает получение специального документа, который именуется свидетельством. Чтобы его оформить, необходимо написать заявление. Получение свидетельства с точки зрения закона и является принятием наследства.

Подобный порядок установлен положениями 1153 ГК РФ действует при наследовании как по завещанию, так и по закону.

Срок подачи заявления на вступление в наследство

Нормы ГК РФ устанавливают срок, в течение которого может быть подано заявление о выдаче свидетельства. Это может быть сделано только после того, как с момента смерти наследодателя пройдет полгода. Такое ожидание необходимо на случай, если право на имущество умершего заявят другие лица.

Если наследник сумеет доказать, что таких лиц нет, документ может быть оформлен до истечение шестимесячного срока. Для этого необходимо предоставить достоверные сведения, которые подтверждают, что никто кроме заявителя не претендует ни на все имущество целиком, ни на его часть.

Куда подавать заявление о вступлении в наследство

Документ подают нотариусу. В случаях, когда такое решение принимало должностное лицо муниципалитета, бумагу направляют ему.

По общему правилу, которое установлено ст. 1115 ГК РФ, наследственное дело открывают по последнему месту проживания умершего, а если оно неизвестно – по месту нахождения имущества.

Порядок оформления наследства

Рассмотрим более детально, как написать заявление на вступление в наследство.

Что должно содержать заявление

Действующее российское законодательство не предусматривает образца заявления о вступлении в наследство и не указывает перечень сведений, которые он должен содержать. На практике это означает, что бумагу пишут в свободной форме. В нее включают сведения, которые вытекают из норм права, регулирующих отношения по вступлению в наследство, а также из сути таких отношений. К их числу относятся следующие.

  • Информация об органе, куда направляют бумагу. В документе должно быть указано, что она адресована конкретному нотариусу или служащему муниципалитета. Указывают фамилию, имя и отчество должностного лица, его должность и адрес.
  • Информацию о заявителе. В заявлении также указывают сведения о том, кто его составил. В их число входят фамилия, имя и отчество, а также адрес регистрации.
  • Слова «заявление о выдаче свидетельства, подтверждающего право на наследство».
  • Текст, который описывает обстоятельства смерти. В этом блоке документа достаточно сообщить, что такого-то числа умер такой-то гражданин, который проживал по такому-то адресу.
  • Сведения о наследниках. После информации о смерти указывают, кто является наследником. При наследовании по закону обязательно сообщают степень родства с умершим гражданином, а при наличии завещания указывают, что право на наследственное имущество возникло в силу него.
  • Информация об отсутствии других наследников или их наличии.
  • Перечень имущества. Затем в документ вносят перечень наследственного имущества, на которое претендует заявитель.
  • Просьба о выдаче свидетельства. Завершающая часть документа должна содержать текст с просьбой выдать свидетельство о праве на наследство.
  • Дата. В конце бумаги указывают дату ее составления.
  • Подпись и расшифровка. Завершающий этап составления документа – его подпись заявителем. После подписи ставят расшифровку, которая включает в себя фамилию и инициалы гражданина.

Какие документы прикладывают к заявлению

Обычно одновременно с подачей заявления открывают наследственное дело. Однако одной лишь этой бумаги для такого открытия недостаточно, так как она не подтверждает факт смерти другие юридически важные обстоятельства. Поэтому нотариусу направляют и некоторые другие документы, в числе которых:

  • свидетельство о смерти (в случае признание умершим – решение суда со справкой о вступлении в законную силу);
  • документ, подтверждающий место проживания наследодателя на момент смерти (в его качестве может выступать выписка из домовой книги или надлежащим образом оформленная справка из подразделения миграции МВД);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, временное удостоверение личности или другая предусмотренная законодательством бумага).

При наследовании по закону также требуются документы, которые подтверждают родство с умершим. В качестве таких бумаг могут выступать свидетельство о:

  • рождении;
  • усыновлении;
  • браке;
  • расторжении брака;
  • смене фамилии.

Образец

Обычно в нотариальных конторах и органах местного самоуправления, совершающих отдельные нотариальные действия есть бланки и образцы заявления на наследство.

Ниже представлен образец заявления на выдачу свидетельства о праве на наследство, актуальный по состоянию на 2020 год.

Порядок оформления наследства

Когда все необходимое собрано, необходимо выполнить следующие действия:

  • обратиться с пакетом документов к нотариусу (или в органы местного самоуправления при его отсутствии);
  • оплатить государственную пошлину;
  • составить заявление;
  • получить наследство;
  • если в наследственной массе есть имущество, которое требует регистрации, провести такую регистрацию.

Документы можно передать без личного визита. Для этого отправляют письмо нотариусу. Оно должно содержать уже готовое заявление, которое должно быть нотариально удостоверено.

Судебный порядок

Рассмотрим, когда необходим иск о принятии наследства и как написать исковое заявление.

Когда необходим иск о принятии наследства

В ряде случаев принятие наследства возможно только через суд путем подачи гражданского иска. Это происходит, если:

  • имеется спор между наследниками (в том числе по поводу признания одного из них недостойным);
  • произошло фактическое принятие имущества, однако свидетельства нотариусом не выдавалось;
  • пропущены сроки обращения за наследством;
  • оспаривается завещание;
  • решается вопрос о праве собственности умершего на какую-либо вещь или иное имущество.

Как составить иск

Требования к заявлению устанавливает ст. 131 ГПК РФ. В соответствии с этой нормой права оно составляется в письменной форме и содержит следующую информацию:

  • сведения о суде (название, адрес), куда направляют бумагу;
  • данные об истце (фамилию, имя, отчество, адрес);
  • сведения об ответчике (в данном случае ответчика нет, поэтому этот пункт опускают);
  • суть нарушения прав истца (в рассматриваемом случае – невозможность принять имущество);
  • обстоятельства, при которых произошло такое нарушение (подробное описание ситуации со ссылками на нормы права);
  • цена иска (здесь – стоимость наследственного имущества);
  • сведения о досудебном урегулировании спора и мерах для примирения (в данном случае не указываются);
  • перечень документов, прилагающихся к заявлению.
  • Составленную бумагу подписывает истец или его законный представитель.

Куда подавать

Иск подают в суд по месту жительства умершего или по месту нахождения его имущества. Если имущества находится на территории, подсудной разным судам, иск можно направить в любой из них.

Образец

Ниже представлен образец искового заявления о вступлении в наследство через суд.

Подведем итоги

Для того, чтобы вступить в наследство, необходимо получить у нотариуса свидетельство. Для этого на имя нотариуса направляют заявление. Это необходимо сделать по истечении полугода после смерти наследодателя. При возникновении спорных ситуаций свидетельство выдают по решению суда.